|
Система бонус-малус не является "ноу-хау" отдельных страховых компаний, а применяется в Украине согласно закону об ОСАГО. А уж соглашаться на нее или нет, решает руководство каждой страховой компании самостоятельно. Но большинство применяет.
Дело, Самара,
4 июня 2007 г.
Аварийная арифметика 1301 просмотр
Цена полиса "автогражданки" напрямую зависит от аккуратности водителя. Любителям нарушать правила дорожного движения эта страховка влетит в копейку.
Юрист по образованию Тамара в прошлом году несколько раз попадала в аварии на своем застрахованном автомобиле. Когда по истечении срока страхового договора она обратилась в компанию за новым полисом "автогражданки", то с удивлением обнаружила, что страховка подорожала в полтора раза. Опешившей Тамаре объяснили, что никакой ошибки в данном случае нет. Просто чем аккуратнее она будет ездить, тем меньше ей придется платить за полис. И наоборот. В этом особенность системы коэффициентов бонус-малус. Такая система не является "ноу-хау" отдельных страховых компаний, а применяется в нашей стране согласно Закону "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств". А уж соглашаться на нее или нет, решает руководство каждой страховой компании самостоятельно. Но большинство применяет. "Несправедливо, когда все водители платят за страховку одинаково, - считает председатель правления Финансовой группы "Страховые традиции" Наталья Бенецкая. - Ведь одни все время попадают в аварии и получают деньги, а другие ездят аккуратно и им не надо ничего возмещать. Система бонус-малус устраняет такие перекосы, повышая дисциплину водителей и уменьшая количество дорожно-транспортных происшествий".
Первый раз - в третий класс Чтобы определить, сколько платить за страховку по системе бонус-малус, закон поделил водителей на классы - от минимального (М) до самого высокого 13-го. Заключая договор страхования впервые, человек получает сразу третий класс. Таким образом, у страхователя остается дистанция для отступления - если в первый год действия договора он подпортит себе репутацию, то опустится во второй класс. Если же, наоборот, за это время аварий не будет, то класс страхователя повышается, а цена страховки соответственно снижается. "Например, после первого года действия полиса владелец авто переоформляет договор "автогражданки". Если он в аварии не попадал, то получит уже четвертый класс по бонус-малусу с коэффициентом 0,95, что означает 5%-ную скидку, - объясняет начальник отдела координации страхования ОСАГО и КАСКО компании "Дженерали Гарант" Алексей Нечипоренко. - На третий год страхования цена снижается на 10%, на четвертый - на 15% и т.д.". В результате, за 10 лет безаварийной езды можно повысить свой класс до самого высокого - 13-го - и снизить страховой тариф на 50%, сэкономив от 250 до 1000 гривен. Понижение в классе приносит намного большие убытки страхователю, чем повышение - выгоды. Так, если в течение первого года действия страхового договора водитель дважды попал в аварию, то цена последующей страховки повышается на 55%. При этом даже если весь следующий год он отъездит без ДТП, новый полис все равно обойдется ему дороже стандартного. А при периодических страховых событиях он будет стоить вдвое дороже. Причем чем выше класс водителя, тем больше уровней он теряет при авариях. Допустим, три страховых выплаты за период действия полиса - и уже не важно, какой класс имеет водитель. Выше второго ему в следующем году все равно не получить.
Попал в аварию - меняй страховщика Некоторые страховщики используют систему бонус-малус с момента вступления в силу закона об "автогражданке", то есть уже два года. Но страхуют по ней неохотно и только "своих" проверенных клиентов. Потому что узнать, попадал ли страхователь "с улицы" в аварии, до недавнего времени не было никакой возможности. Только с 1 мая этого года, когда Моторно-транспортное страховое бюро (МТСБУ) открыло доступ к базе страховых историй, где фиксируется статистика ДТП, задача для страховщиков облегчилась. Правда, пока что компаний, базы данных которых открыты, - всего 5% от всех, кто продает полисы "автогражданки". "К сожалению, хотя база МТСБУ и начала работать, но пока что только в экспериментальном виде, то есть с неполным объемом информации, - говорит Нечипоренко. - Поэтому страховщики вынуждены все еще применять систему бонус-малус только к своим клиентам". Такая ситуация вокруг базы данных страховых компаний играет на руку водителям тех авто, которые не раз попадали в аварии. Чтобы не терять класс и не платить больше за аварийность, сообразительные страхователи используют несколько вариантов ухода от назойливого "малуса". Например, просят заключить договор страхования любого знакомого, который вписывает их в список водителей. Согласно закону, классы присваиваются не владельцу авто, а страхователю. Поэтому при смене страхователя "обнуляется" и его классификация. Но самый простой способ скрыть историю аварийности - поменять страховую компанию, не признаваясь новым страховщикам о наличие предыдущих выплат. Согласно закону, такой обман не наказуем, и неправдивому автолюбителю ничего не грозит, разве что страховщик занесет его в свой "черный список". Да и то если удастся разузнать необходимые сведения на уровне личных знакомств между специалистами страховой компании. "Но многие страховые компании, особенно среди мелких и средних, в стремлении завоевывать рынок не торопятся выяснять истории аварийности и наказывать обманщиков. Наоборот, завлекают новых клиентов, присваивая им сразу высшие классы и предоставляя скидки. То есть демпингуют, чем подрывают саму суть системы бонус-малус", - сетует вице-президент компании "АСКА" Елена Машаро. Иные страховщики применяют систему бонус-малус по своему усмотрению: либо присваивают всем новым клиентам только третий класс, либо заставляют их подписывать заявления о том, что аварий в прошлом не было. А некоторые вообще просят предоставить рекомендательные письма от предыдущих страховых компаний: мол, так и так, наш клиент, пожелавший перейти к вам, - надежный и дисциплинированный. Увы, все эти ухищрения страховых компаний не дают возможности полноценно применять систему бонус-малус. "Пока не появится нормальная база страховых историй в МТСБУ, ни о какой честной "игре" в поощрения и наказания речи быть не может", - уверен Алексей Нечипоренко.
Татьяна ПАВЛЮЧЕНКО
Вся пресса за 4 июня 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, За рубежом
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 декабря 2025 г.

|
|
vietnam.vn, 1 декабря 2025 г.
Японская страховая компания потратила более 5000 миллиардов донгов на покупку MVI Life во Вьетнаме

|
|
ТАСС, 1 декабря 2025 г.
Долину пригласили в ГД для обсуждения проблемы сделок с жильем на вторичке

|
|
ТАСС, 1 декабря 2025 г.
Музеи России разработали по поручению президента программу развития своей сферы на 5 лет

|
|
tengrinews.kz, Алматы, 1 декабря 2025 г.
Глава Фонда медстрахования Айдын Кульсеитов покинул пост

|
|
CNews.ru, 1 декабря 2025 г.
Страховой рынок готовится к 2026 году: эксперты обсудили технологии, которые определят будущий рост отрасли на ELMA DAY’25

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 декабря 2025 г.
Большинство малых и средних предприятий Великобритании столкнулись с киберинцидентами

|
|
Гарант.ру, 1 декабря 2025 г.
Банк России утвердил новые тарифы ОСАГО для владельцев транспортных средств

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 декабря 2025 г.
Покрытие рисков ИИ помогает малому бизнесу справиться с возникающими рисками

|
|
Правда.ru, 1 декабря 2025 г.
Страховые компании умывают руки: что скрывается за затягиванием ремонта автомобилей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 декабря 2025 г.
Чистые данные является основным условием для развития перестрахования на базе ИИ

|
|
Autonews.ru, 1 декабря 2025 г.
Авария по вине каршеринга: как остаться без автомобиля и денег

|
|
Вятка-на-Сети, Киров, 1 декабря 2025 г.
Страховщиков убирают из медицины? Путин одобрил доработанный законопроект

|
|
Национальная служба новостей (НСН), 1 декабря 2025 г.
В России призвали изменить методику ремонта по ОСАГО с учетом реальных цен

|
|
Клерк.Ру, 1 декабря 2025 г.
Центробанк расширит тарифный коридор ОСАГО на 15%

|
|
Официальный сайт Администрации Приморского края, 1 декабря 2025 г.
Как приморцам не попасться на удочку мошенников при оформлении полиса ОСАГО. ОБЗОР

|
|
РИА Новости, 1 декабря 2025 г.
В Госдуме предложили обязать трудовых мигрантов покупать полис ДМС

|
|
cbr.ru, 1 декабря 2025 г.
«Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков за III квартал 2025 года»

|
 Остальные материалы за 1 декабря 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|